В Перу нашли две фрески с изображением двуликих мужчин, держащих в руках необычные сокровища. Предположительный возраст фресок — 1400 лет. Обе фрески украшают одну колонну в церемониальном зале археологического комплекса Паньямарка.

На одной фреске, расположенной у вершины колонны, изображен мужчина с двумя лицами — одно смотрит влево, а другое вправо. Персонаж держит в одной руке веер из перьев, а в другой — кубок, из которого пьют четыре колибри. Другой двуликий персонаж, нарисованный ниже, держит в одной руке движущийся веер из перьев, а в другой — непонятный палкообразный предмет.

Возможно, древние художники экспериментировали с тем, как изобразить движение. Оба мужчины носят что-то похожее на головной убор или корону на головах и яркую одежду с замысловатыми узорами. Почему художники культуры моче именно так изобразили двух мужчин, остается загадкой. По словам экспертов, в южноамериканской археологии еще не встречалось ничего подобного. Персонажи фрески могут быть божествами, но, как правило, изображения божеств в культуре моче обладают нечеловеческими деталями — клыками, хвостами, крыльями различных существ. 

Двуликость может означать смертного, носящего маску. Такой человек может выдавать себя за сверхъестественное существо или становится с ним единым целым, отмечают археологи. Важны и колибри, пьющие из кубка — они могут символизировать связь между смертными и богами. «Жертвоприношение служило важнейшим механизмом, обеспечивающим циркуляцию "живительных флюидов" между существами и космическими сферами», — говорит автор исследования. 

Фрески были нарисованы между 550 и 800 гг., когда в прибрежных районах Перу процветала цивилизация, известная как моче. Мочика строили огромные храмы, совершали человеческие жертвоприношения и создавали прекрасные произведения искусства — керамические кубки, вылепленные в форме человеческих голов. В те времена на территории современного Перу еще не было системы письма.

Паньямарка — архитектурный комплекс, расположенный в нижней части долины Непенья в Перу. Зал с двуликими мужчинами содержит множество других фресок, в том числе образцы с изображением жрицы, змеи и летучей мыши. Археологи изучают комплекс более 60 лет, после того как в 1958 году была обнаружена первая фреска. Большая часть зала до сих пор не раскопана полностью, пишет Live Science.

Источник

tur@turmayak.ru

Фото галерея